Рецензировать Portal - невероятно трудное занятие. Игр выходит за рамки обычной стрелялки и удивительно проста, а рассказ о ней сводится к сплошным восторгам. И поделать с этим, в общем-то, ничего и нельзя, говорить о Portal хочется много, а говорить попросту не о чем. Игра проходится за несколько часов, уровни предельно однообразны, сюжета почти нет, а игровой процесс сводится к нажатию спускового крючка и использованию мозговых извилин. И цель, казалось бы, тоже проста - добежать из точки «А» в точку «Б». Усложняют задачу разве что головоломки, а здесь как раз и начинается самое интересное.
Portal - не принципиально новый проект, а дорогая переделка одной не слишком известной, но очень занятной игры Narbacular Drop. В ней мы без оружия, обладая возможностью создавать порталы почти где угодно, продвигались от одной контрольной точки к другой. Идеи того самого проекта и унаследовала Portal.
Portal начинается, как настоящий ужастик. Вы просыпаетесь в изолированном помещении, повсюду - микрофоны и камеры, а из громкоговорителя вещает холодный женский голос. Как водится, в голове сразу возникает куча вопросов, и вообще - ничего непонятно. После небольшого инструктажа, открывается дверь, и мы попадаем в набитое ловушками помещение. Цель - дойти до лифта. Зачем? Науке неизвестно. Но мы и не спрашиваем. «Это эксперимент» - поясняет голос. Кстати, о голосе - это механическая программа-робот GLaDOS, дающая указания и выступающая в игре единственным неигровым персонажем. Вот голос предлагает немедленно закончить испытание, потому что оно невыполнимо, вот приглашает на тортик, а в конце... Впрочем, не будем портить интригу. Скажем лишь, что игра не так проста, как кажется на первый взгляд.
Куб в портале
Небольшие уровни, по сути, непроходимы. И чтобы добраться до заветного финиша, придется не только изрядно попотеть, но и нарушит несколько привычных законов физики. А именно - разорвать пространство, образовав дыру. Проще говоря, без новой пушки, способной создавать порталы, до контрольного пункта не добраться. У пушки два режима огня - два портала соответственно: вход и выход. Доступна она почти с самого начала. Кроме экспериментов с порталами мы решаем классические задачки. Перетаскиваем ящики на кнопки, например, и дергаем рычаги. На первый взгляд - все просто и незатейливо, но процесс действительно увлекает. Во-первых, создавать порталы где угодно в других проектах было нельзя. Если эксперименты с пространством и были, то прописанные разработчиками - скрипты. Во-вторых, игра проходится быстро, и решение головоломок просто не успевает надоесть. К тому же ближе к финалу сюжет делает финт ушами, появляется интрига и играть становится еще интересней. Игра сделана на движке Source и графика вполне радует глаза. Физический движок - Havoc, так что в техническом плане с игрой все в порядке. Кстати, приятный факт - в игре действует закон сохранения энергии, причем он ни раз облегчит вам жизнь. От подробностей воздержимся, дабы не портить впечатление, но обещаем - вам понравится.
***
И в целом, в общем-то, все хорошо - принципиально новый геймплей, хорошая графика и проработанная физика игрового процесса, простенький, но занятный сюжетик. Но, как говорится, чего-то не хватает. То ли игра теряется в тени Episode 2, то ли разработчики не уделили проекту должного внимания - вывод напрашивается один: еще немного, и мы бы получили хит. А так - приятная, полная нововведений, но несерьезная игра на вечер.
Интересный факт - сами разработчики признались, что Portal - это эксперимент, и в зависимости от того, как их идеи воспримет игровая общественность, разработчики выберут, в какую сторону проект развивать. А фанаты, тем временем, ищут связь Portal с HL2. Одни считают, что события игры разворачиваются во время второго эпизода, и в третьей части мы обязательно повстречаем главную героиню. Другие называют Portal приквелом Half-Life. Что до нас, то мы с выводами не спешим. Тем более что интернет полнится слухами о полноценном продолжении, над которым работа уже кипит.
Сложность освоения | средняя |
Графика | 8.0 |
Сюжет | 7.0 |
Управление | 8.0 |
Увлекательность | 8.5 |
Общая оценка | 8.5 |